|
О реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении.
Проблемы и возможные пути их решения.
Л.А.Мюллер
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, являющийся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы получения образования. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
Всё выше сказанное указывает на то, что введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС. Понимание и принятие новых стандартов, это задача адресованная школе и обществу, а не отдельно взятому учительскому корпусу.
Понимание идеологии ФГОС, формирование позитивного, привлекательного образа школы, создание команды единомышленников, вот основополагающие задачи, решаемые коллективом нашего образовательного учреждения.
В связи с этим в школе, в первую очередь, необходимо совершенствование ресурсного потенциала. Если частично удалось решить вопросы материально-технического и методического обеспечения, то проблема кадрового ресурса по-прежнему остается актуальной.
За истёкший период в школе была проведена следующая работа:
- Создан Координационный совет по вопросам введения и реализации федеральных государственных стандартов общего образования и организована работа творческих групп по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени обучения.
- Разработан банк нормативно-правовых документов, внесены изменения в Устав школы, в локальные акты.
Были составлены:
-план – график мероприятий по реализации ФГОС НОО;
-план методического сопровождения введения ФГОС НОО;
-план взаимодействия педагогов ДОУ и учителей начальных классов.
- В 2011 году была разработана ОП НОО. Конечна, она несовершенна и требует доработки по результатам двух лет работы по новым стандартам.
- Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательного учреждения.
- Администрация школы, все учителя начальной школы, педагоги основной школы прошли курсы повышения квалификации по введению и реализации ФГОС.
- Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы остановились на УМК «Школа 2100» Определен список учебников и учебных пособий.
- Разработаны рабочие программы и календарно – тематическое планирование по предметам в соответствии с новыми требованиями к их структуре.
- Подписан Договор с родителями о предоставлении общего образования в связи с введением ФГОС НОО.
Определена оптимизационная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся, в реализации которой принимали участие педагогические работники школы. Она построена на основе оптимизации внутренних ресурсов МБОУ «ООШ № 28». Модель организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из следующих направлений: спортивно-оздоровительное направление обеспечено тремя часами, реализующимися через программу «Моё здоровье» по 2 часа в неделю отводится на занятия детей игровыми видами спорта (проводит учитель физической культуры) и 1 час – на занятия в бассейне под руководством тренера по плаванию. Художественно-эстетическое направление, обеспеченное двумя часами в плане, делится на музыкальное, и художественно-изобразительное. Художественно-изобразительную деятельность с детьми реализует школьный учитель ИЗО в кружке «Акварелька», музыкальное – учитель музыки в кружке «Весёлые нотки». Общеинтеллектуальное направление реализуется через проектную деятельность. Занятия проводят учителя начальных классов. Духовно-нравственное и социальное направления представлены программой кружка «Я - гражданин». Проектная деятельность осуществляется через реализацию проекта «Мои первые проекты». Привить детям навыки общественно-полезной деятельности возможно в кружке «Юные волонтёры». Эта модель имеет еще один плюс, проведя учащихся 1-2 классов через все направления, в третьем классе они смогут сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой в большей мере раскрываются их способности и таланты. А каким образом включить эти занятия в расписание ведь не добавлять же пятый урок. Здесь как раз и выручает группа продленного дня с режимом прогулки и обедом, таким образом снимается вопрос о перегрузке учащихся начальной школы.
Творческой группой педагогов было разработано Положение о портфолио образовательных достижений обучающихся. Администрацией школы посещались уроки в 1, 2 классах. Была проведена Неделя ФГОС, на которой было организовано взаимопосещение уроков. Были даны открытые уроки для учителей и родителей. В ходе посещения уроков выявлено, что все учителя, работающие в 1 -2 классах, строят образовательный процесс согласно требованиям ФГОС.
Организован и проведён семинар для учреждений города по теме: «Организация внеурочной деятельности в начальной школе: проблемы и пути решения»
Образовательное сообщество информируется о ходе, порядке и результатах введения ФГОС начального общего образования с использованием школьного сайта, а также на родительских собраниях.
Наше общеобразовательное учреждение оснащено в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10. Давайте обратим внимание на основные изменения в новом документе к оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений
- произведён ремонт кабинетов;
- заменены лампы;
- на окна приобретены жалюзи;
- интерактивные доски;
- приобретены ноутбуки, проекторы, копировальная техника, фотоаппарат, видеокамера;
- оборудована игровая комната;
- проведён ремонт санузлов.
Однако наряду с положительными результатами перед школой стоит ряд проблем, которые требуют решения и будут решаться постепенно, и мы приложим к этому все усилия.
Первая проблема это нехватка площадей. Нужны комнаты психологической разгрузки для учителей и учащихся. Специальные кабинеты для проведения занятий. Компьютерный класс для младших школьников.
Необходимо расширение площадей школьной библиотеки. Библиотека школы не укомплектована в полной мере печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана.
Сказывается нехватка кадров, в соответствии с новыми требованиями стандарта, школе необходим психолог, а для совершенствования модели организации внеурочной деятельности педагоги дополнительного образования.
Требуется продолжение материально – технического оснащения образовательного процесса.
Внедрение новых ФГОС является теперь жизненной реальностью. В 2013-2014 учебном году в МБОУ «ООШ № 28» по новым стандартам будут обучаться 30 учащихся 1-2-3 классов, работать 3 педагога начальных классов. Я считаю, что организация учебно-воспитательного процесса и его результаты будут выше, поскольку будут учтены проблемы и недостатки и приняты меры для их устранения и решения.
Даже если педагоги прошли обучение по образовательным программам введения ФГОС, то это совсем не означает, что сознание педагога изменилось, а технологии и методики соответствуют целям и задачам современного урока. Для этого потребуется время, которого, на сегодняшний день, у учителя нет.
Выход из данной ситуации нам представляется таким: применение инновационных форм при обучении и повышении квалификации кадров для новой школы. Мы организовали внутришкольные курсы повышения квалификации, мастер-классы, участие педагогов в вебинарах, практикумах, где роль обучающихся выполняют коллеги.
Таким образом, введение стандартов существенно меняет школьную жизнь. Мы видим свои проблемы, их не мало, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. Важно помнить, что никакие информационно-методические материалы, обмен опытом с коллегами, самое современное оборудование не дадут результата, если не будет сформирована новая позиция учителя, новое отношение к педагогической деятельности.
|