|
Без знания ребёнка, его умственного развития, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания.
В.А.Сухомлинский
Выберите интересующие Вас вопросы.
1.ФГОС НОО
2. Экзамен - 2011
3. Тесты, помогающие узнать о своём ребёнке.
4. Влияние родительских установок на развитие детей.
5.Какими способностями обладают ваши дети?
6.Кампилобактериоз и вирусный гепатит «А». Пути заражения и эффективные способы защиты от них.
Уважаемые родители! Вам, конечно, хочется узнать, какими способностями обладают ваши дети. Мы с удовольствием поможем вам в этом. |
Ребёнок обладает интеллектуальными способностями, если:
-
Приобретает новые знания очень быстро и всё схватывает легко.
-
Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических повседневных ситуациях.
-
Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
-
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
-
Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
-
Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.
-
Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год-два.
-
Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
-
Задаёт взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.
-
Обгоняет своих сверстников по учёбе на год-два. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему/ей уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
-
Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
-
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.
|
Ребёнок обладает художественными способностями, если:
-
Рисунки и картины отличаются многообразием сюжета.
-
Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполняет собственные творческие работы.
-
Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
-
Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
-
Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
-
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
-
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
-
Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трёх измерениях, пространственно.
|
Ребёнок обладает музыкальными способностями, если:
-
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
-
Хорошо поёт.
-
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
-
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
-
Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
-
В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
-
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
-
Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
|
Ребёнок обладает способностями к научной работе, если:
-
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
-
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
-
Понимает абстрактные понятия, устанавливает обобщения.
-
Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит).
-
После уроков любит читать научно-популярную литературу. Это ему доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.
-
Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или его «эксперимент» не получился.
-
Пытается выяснить причины и смысл событий.
-
Уделяет много времени созданию собственных «проектов» (конструированию радиоприёмника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекций и т.д.).
-
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
|
Ребёнок обладает литературными способностями, если:
-
Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
-
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.
-
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
-
Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
-
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
-
Умеет хорошо ввести в рассказы детали, важные для понимания события, о котором идёт речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
-
Любит писать рассказы и стихи.
-
Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передаёт их чувства и настроения, характер героев.
|
Ребёнок обладает артистическими способностями, если:
-
Легко входит в роль изображаемого персонажа, другого человека и т.д.
-
Интересуется актёрской игрой.
-
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
-
Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сценку.
-
Передаёт чувства через мимику, жесты, движения.
-
Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то рассказывает.
-
С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.
-
Пластичен и открыт для всего нового, не «зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от неё отказаться.
|
Ребёнок обладает техническими способностями, если:
-
Хорошо выполняет всякие задания, связанные с ручным трудом.
-
Интересуется механизмами и машинами.
-
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников и т.д.
-
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
-
Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
-
Любит рисовать чертежи механизмов.
-
Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
|
Ребёнок обладает способностями к спорту, если:
-
Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
-
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
-
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
-
Бегает быстрее всех в классе.
-
Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
-
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
-
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
|
наверх к началу
Уважаемые родители! Вы можете узнать о своём ребёнке, ответив на следующие тесты. |
Тест 1.
Скорее способный, чем одарённый |
-
Мой ребёнок инициативный, живой, подвижный.
-
Он с готовностью откликается на всё новое.
-
Любит всё загадочное и непонятное.
-
Часто нуждается в поддержке старших.
-
Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответ «Да», есть некоторые основания считать вашего ребёнка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «Нет», переходите к следующим вопросам. |
Тест 2.
Одарённый |
-
Его интересы достаточно стабильны.
-
Его любознательность устойчива.
-
Любит задавать и решать трудные вопросы.
-
Часто не соглашается с мнением взрослых.
-
Имеет свою точку зрения и настойчиво её отстаивает.
-
Начатое дело всегда доводит до конца.
-
Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.
-
Настойчив в достижении поставленной цели.
-
Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
-
Задаёт много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
-
Часто бывает эгоистичен.
Ответы «Да» на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый. Переходите к следующим вопросам. |
Тест 3.
Яркая одарённость |
-
Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одарённость.
-
Имеет одного, максимум двух друзей старше него.
-
Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
-
Всегда ищет самостоятельные решения.
-
В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
-
Берёт на себя ответственность в трудных ситуациях.
-
Окружающим час то кажется не по возрасту взрослым.
-
Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и своё призвание.
-
Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на все эти вопросы дают серьёзные основания отнестись к вашему ребёнку как к одарённому.
Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие у вашего ребёнка высокий творческий потенциал. |
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребёнка |
-
Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
-
Стремление освоить незнакомое дело.
-
Проявление упорства в достижении цели, несмотря на неудачи.
-
Наблюдается лёгкость слухового и зрительного запоминания.
-
Выражена потребность помечтать в одиночестве.
-
Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
-
Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдельные ассоциации и между различными предметами и явлениями.
-
Способность к творческому воображению, созданию нового.
|
|
В этом разделе мы хотим рассказать о влиянии родительских установок на развитие детей. Надеемся, что наши советы помогут Вам правильно общаться с детьми.
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел» и т.д. В отличие от сформировавшейся личности ребёнок 3-4 лет не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё сможешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной действительности (рисование, лепка. пение и т.д.)
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и в свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребёнка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные. Развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Чувство вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Негативные установки |
|
Позитивные установки |
Сказав так |
Подумайте о последствиях |
Вовремя исправьтесь |
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребёнку!..." |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей |
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!" |
"Жизнь очень трудна: вырастешь узнаешь!" |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, пессимизм |
"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!" |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" |
Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, агрессивность |
"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" |
"Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-лстая!" |
Проблемы с лишним весом, больные зубы, неприятие себя |
"Кушай на здоровье!" |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" |
Трудности в общении, завышенная самооценка, ощущение одиночества и тревоги |
" На свете много людей, готовых тебе помочь!" |
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..." |
Замкнутость, отчуждённость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению |
"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!" |
"Горе ты моё!" |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями |
"Счасть моё, радость моя!" |
"Плакса-вакса-нытик" |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи |
"Поплачь, будет легче..." |
"Вот дурашка, всё готов раздать..." |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм |
"Молодец, что делишься с другими!" |
"Неряха, грязнуля!" |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимательность к себе, неразборчивость в выборе друзей |
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Не твоего ума дело!..." |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликтность |
"А как ты думаешь?" |
"Одевайся теплее, заболеешь!" |
Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания |
"Будь здоров, закаляйся!" |
"Ты совсем как твой папа(мама).." |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство |
"Папа у нас замечательный человек! Мама у нас умница!" |
"Не кричи так, оглохнешь!" |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность |
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..." |
"Противная капризуля, все они такие!" (мальчику о девочке)
"Негодник, все мальчики забияки и драчуны!"(девочке о мальчике) |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола |
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого" |
наверх к началу |
|